Савитар — в ведийской и индуистской мифологии солнечное божество. Его представляют едущим по небу на золотой колеснице, запряженной конями.
Салакия — в римской мифологии богиня морской воды и открытого моря, жена бога морей Нептуна и мать морского божества Тритона.
Салмоксид — бог войны племени гетов, в царстве которого оживают погибшие воины.
Салюс — (лат. Salus — здоровье) в римской мифологии богиня благополучия и здоровья, чье изображение часто встречается на монетах императорского Рима.
Самбарис — в литовской мифологии божество плодородия, которому посвящались праздники урожая и ритуальное изготовление пива.
Санк — древнее сабинское божество неба; затем в римской мифологии бог — покровитель договоров и супружества (под именем Дий Фидий).
Сань хуан — (кит. три государя) в китайской мифологии триада божеств — первопредков (Фу-си, Суй-жэнь или Нюй-ва и Шэнь-нун).
Саоцин-нян — в китайской мифологии богиня хорошей погоды.
Сарасвати — река в Индии и олицетворяющее ее женское божество. Территория вблизи этой реки считалась священной (Брахмаварта), как древнейшее место поселения ариев. В мифологии и изображениях Сарасвати предстает в образе молодой женщины; как божество, она считалась покровительницей искусств, наук, богиней мудрости, создательницей письма и алфавита.
Саруда-Хико — в японской мифологии юный бог — проводник бога Нининги во время его нисхождения с небес.
Сасикуни-вака-химэ — в японской мифологии богиня — мать О-кунинуси, оживляющая своего сына.
Сатаран (Иштаран) — в мифологии древнего Двуречья один из богов Вавилона, возможно, бог врачевания.
Сати — в индуистской мифологии жена бога Шивы, сгоревшая в священном огне и возродившаяся в образе Парвати.
Сатис — в египетской мифологии богиня воды и разливов Нила, первоначально почиталась на острове Элефантина; изображалась в виде женщины с рогами антилопы и в короне Верхнего Египта. Выступает как одно из божеств Дуата (место пребывания умерших), защитница Ра, дочь его и Око.
Сатре — в этрусской мифологии божество изобилия и процветания, аналогичное римскому Сатурну.
Сатурн — у древних италиков бог посевов, покровитель земледелия. Соответствует греческому Кроносу. Отец богини Луа.
Сахимоти — в японской мифологии морское божество, являющееся в виде чудесного зверя Вани.
Свада — см. Пейто.
Сварга — в индуистской мифологии рай, находящийся на вершине г. Меру. Сваргой правит Индра в своей столице Амаравати. Здесь обитают боги, им прислуживают гандхарвы, апсары и др.
Сварог — бог неба, небесного огня в славяно-русской мифологии, отец Дажбога и Сварожича.
Сварожич — бог земного огня в славяно-русской мифологии, сын Сварога.
Свентовит — высший бог (“бог богов”) у балтийских славян. Олицетворен в виде четырехглавых или четырехликих идолов. Атрибуты Свентовита — белый конь, меч, копья. С ним связаны воинские гадания.
Себек — в египетской мифологии божество плодородия, бог воды, повелевающий разливами Нила. Центр культа — город Шедит (греч. Крокодилополис) в Файюмском оазисе. Изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила.
Себектет — в египетской мифологии позднего периода женская параллель бога Себека.
Секуритата (Секуритас) — в римской мифологии богиня, олицетворявшая безопасность граждан и государства. Изображалась почтенной матроной, чаще всего возле колонны с поднятой правой рукой. Атрибуты — скипетр, лавр, рог изобилия, ветвь маслины.
Селкет (Серкет) — в египетской мифологии богиня, дочь и помощница бога Ра, связана с заупокойным культом. Изображалась в виде женщины со скорпионом на голове или в виде сфинкса-скорпиона.
Семар — в индуистской мифологии Индонезии и Малайзии бог-карлик, воплощение темных чувств, человеческого несовершенства.
Семаргл — в восточнославянской мифологии божество — воплощение священного числа семь и семерки богов.
Семь Хатхор — в египетской мифологии богини судьбы, одна из форм культа богини Хатхор, ее воплощение одновременно в семи ипостасях.
Сенектута (Сенектус) — в римской мифологии богиня старости, обитающая в преддверии подземного царства, дочь Никты и Эреба.
Сепа — в египетской мифологии один из богов плодородия и разливов Нила, почитался в городе Гелиополь в облике ядовитой многоножки.
Серапис (Сарапис) — божество в эллинистическом Египте, культ которого был введен в 4 в. до н. э. Египтяне отождествляли Сераписа с богом Осирисом, иногда с Аписом, греки — с Зевсом.
Сет (Сетх) — в египетской мифологии божество пустыни, противопоставлялся Осирису как олицетворение войны, засухи, смерти. Входил в великую (гелиопольскую) Эннеаду богов. Изображался в виде человека с головой осла. В эпоху Древнего царства почитался как бог-воитель, убийца змея Апопа, помощник Ра и покровитель фараонов.
Се-тяньцзюнь — в китайской мифологии небесный бог планеты Марс (Хосин). Изображается стоящим на огненных колесах, с мечом в руке.
Сефлакс — в этрусской мифологии божество подземного огня, бог-кузнец, соответствует римскому Вулкану.
Сехем — в древнеегипетской мифологии абстрактное божество, олицетворение божественной созидательной энергии.
Сехмет (Сохмет) — (др.-егип. могучая), в древнеегипетской мифологии божество мемфисской триады, покровительница власти фараонов, богиня войны. Почиталась в городе Мемфис, изображалась в виде женщины с головой львицы.
Сешат — в древнеегипетской мифологии богиня знаний, письма, счета, хронологии; первоначально божество города Саис, покровительница строителей. Изображалась в виде женщины в шкуре пантеры с семиконечной звездой на голове.
Сиа — в египетской мифологии божество, олицетворение разума, познания, мудрости. В мемфисской космогонии отождествлялось с божественной мыслью бога Птаха.
Сив — в скандинавской мифологии богиня, жена бога Тора, у которой Локи отрезал волосы, а затем, боясь гнева ее мужа, заменил их на выкованные из золота. Мать бога-лыжника Улля.
Си-ван-му — (кит. владычица Запада) в китайской мифологии богиня — хозяйка запада, хранительница тайны бессмертия. Живет на г. Куньлунь и владеет волшебными садами, где растут персики долголетия и бессмертия.
Сиды — в ирландской мифологии божественные существа, которые могут жить под землей и в холмах, открывающихся в канун праздника Самайн (1 ноября), когда туда может проникнуть смертный. Страной, где обитают сиды, считались также далекие сказочные острова, где царит изобилие и вечная молодость.
Сильван — (от лат. silva — лес) в римской мифологии бог лесов, лугов, усадеб, отождествлялся с богом Паном. Воплощние сил дикой природы. Сильван не имел официально признанного государственного культа, но широко почитался среди бесправных слоев населения Рима, рабов и вольноотпущенников. Изображался в крестьянской одежде, с серпом, плодами, домашними животными.
Син — в аккадской мифологии лунное божество. Входит в семерку великих Игигов.
Синирмита — в индуистской мифологии владыка небесных божеств нирманарати.
Синь син-гоуюаньшуай — (кит. главнокомандующий Синь Синьгоу) в китайской даосской мифологии божество грома. Изображается в виде человека с петушиной головой и лапами, бьющего в барабаны.
Сиоцути — в японской мифологии бог — покровитель морских путей.
Сита — добродетельная жена Рамы, героиня индийского эпоса “Рамаяна”.
Скади — в скандинавской мифологии богиня-охотница, живущая в лесах на севере, жена бога морей Ньерда. Согласно “Младшей Эдде” Скади согласилась выйти замуж за Ньерда в знак примирения между асами и ванами, но не смогла жить с ним у моря, где ее будили крики чаек.
Сканда — в индуистской мифологии воинственное божество, предводитель небесного войска, сын Шивы и Парвати. Сканда возглавляет борьбу дэвов с асурами. Изображается с одной или шестью головами, с копьем или луком в руках, часто сидящим на павлине. Другое имя — Кумара (история его рождения описана в поэме Калидасы “Кумарасамбхава”).
Слейпнир — (др.-исл. скользящий), в скандинавской мифологии восьминогий конь Одина, порождение бога Локи.
Сокар — в египетской мифологии бог — покровитель мемфисского некрополя; почитался также как бог плодородия. Изображался в виде сокола или мумии с головой сокола.
Соль — 1) (лат. sol — солнце) в римской мифологии солнечное божество. Император Аврелиан ввел в Риме в 277 культ бога Солнца Непобедимого (Sol Invictus), праздник которого отмечался 25 декабря. 2) (др.-исл. солнце) , в скандинавской мифологии богиня солнца, объезжающая небо на колеснице, запряженной двумя конями, сестра месяца Мани, дочь Мундильфари.
Сома — (санскр.) в древнеиндийской религии и мифологии священный дурманящий напиток, игравший важнейшую роль в обрядах жертвоприношений, а также божество этого напитка. Похитил Тару, супругу бога Брихаспати. От союза Сомы и Тары родился Будха.
Сопдет (Сотис) — в египетской мифологии богиня нового года и разливов Нила, начало которых связано с появлением звезды Сириус; считалась ее персонификацией. Изображалась в виде коровы или женщины с коровьими рогами, отождествлялась с Исидой.
Сопду — в египетской мифологии бог, защищавший от врагов восточную границу Египта. Изображался как сокол или человек с длинными волосами, бородой и двумя перьями на голове.
Сотер (женское Сотейра) — (греч. спаситель) в греческой и римской мифологии прозвище многих богов, к которым обращались как к защитникам от опасности. В эпоху эллинизма прозвище Сотер стало добавляться к именам царей, в Риме — императоров. В христианстве Сотером-Спасителем стали называть Иисуса Христа.
Стимула — (лат. пастушья палка, которой погоняют скот) в римской мифологии богиня, побуждающая участников вакханалии к неистовству. Отождествлялась с греческой Семелой.
Стрибог — в славяно-русской мифологии бог воздушных стихий (ветра, бурь и т. д.).
Суй жэнь — в китайской мифологии культурный герой, научивший людей добывать огонь.Входил в Сань Хуан — триада божеств-первопредков (Фу-си, Суй-жэнь или Нюй-ва и Шэнь-нун).
Сукунабикона — в японской мифологии бог крошечного роста — устроитель древней страны в Японии. Приплыл к людям в маленькой лодочке.
Сумман — в римской мифологии божество ночных молний. Римляне стали почитать его отдельно от Юпитера после того, как в одну из статуй бога попала молния и отбила ей голову. В честь Суммана был воздвигнут храм в Риме в районе Большого цирка.
Сумукан (Шаккан) — в шумеро-аккадской мифологии бог-хранитель дикой природы, зверей и скота, имевший эпитет “царь гор”.
Сунцзи Нянниян — в китайской мифологии богиня, приносящая детей.
Сунь Бинь — в китайской мифологии бог — покровитель сапожников и кожевников.
Сунь сы-Мяо — в китайской мифологии бог — покровитель врачей и аптекарей; обожествленный лекарь Сунь сы-Мяо (V I -V I I вв.).
Сурабхи — в индуистской мифологии божественная корова, живущая в сварге. Исполняет желания богов.
Сурт — (др.-исл. черный) в скандинавской мифологии великан, который во время последней битвы богов поведет против асов враждебные полчища хтонических существ.
Сурья — в ведийской и индуистской мифологии бог Солнца, сын божества дневного неба Дьяуса и богини-матери, богини-заступницы Адити. Иногда отождествляется с Савитаром.
Сусаноо — в японской мифологии территориальное божество, отец О-кунинуси и Сусэрибимэ. Спас людей от чудовищного змея Ямата-но Ороти. Сусаноо и его дочь Сусэрибимэ живут в большой стране Нэ-но Катасукуни (др.- яп. страна на прочных корнях), расположенная в глубине земли или моря.
Сусерибимэ (Сусэрибимэ) — в японской мифологии дочь бога Сусаноо, обитающая в мифической стране Нэ-Но катасукуни. Жена и сестра О-кунинуси.
Суцелл — (лат. Sucellus) в кельтской мифологии бог. В римский период изображался с чашей и молотом в руках, на этом основании Суцелл сравнивается с ирландским богом Дагда, которому принадлежали магический котел и палица.
Сыма сян-Жу — в китайской мифологии бог — покровитель торговцев вином, обожествленный поэт, живший во II в. н.э.
Сы-мин — (кит. повелитель судьбы) в китайской даосской мифологии бог, определяющий срок жизни людей. Представляется сидящим на троне в нефритовом дворце, со списками заслуг и грехов, совершенных людьми.
Сьевн — в скандинавской мифологии богиня любви.
Сюань-у — в китайской мифологии бог — повелитель севера. Изображался в виде черепахи, обвитой змеей.
Сяньнюй — (кит. бессмертная дева) в китайской мифологии божественные женские существа, небесные феи.
Сяо-гун — в китайской мифологии бог рек и озер, которому молятся о счастье и справедливости; обожествленный человек по имени Сяо, живший, по преданию, в VIII в.